Пленум ВС: как рассматривать апелляции по административным делам

19.05.2020

 

 

Пленум Верховного суда впервые в 2020 году представил новые разъяснения практики. В центре внимания — апелляционный процесс по административным делам по правилам Кодекса административного судопроизводства. С какого дня считать сроки для обжалования и как правильно это делать? Какие обстоятельства станут основанием для отмены решения, а какие — нет? Нужно ли прикладывать к жалобе копию диплома или адвокатского удостоверения? 

 

Проект постановления Пленума ВС состоит из шести разделов и 52 пунктов, но все еще может измениться: по итогам обсуждения документа Вячеслав Лебедев принял решение отправить разъяснения на доработку. В конце материала есть ссылка на текущий текст документа, а здесь коротко о наиболее интересных его положениях.

 

1. Частичная апелляция

 

В разъяснениях Пленум закрепляет: апелляционную жалобу или представление можно подать не только на судебный акт в целом, но и на отдельные его части. Например, можно оспорить только распределение судебных расходов. При этом такая частичная апелляция «притормозит» вступление в силу всего обжалуемого акта — а не только его обжалованной части.

 

2. Мотивировка с уведомлением

 

По правилам КАС, суд при вынесении решений по «сложным административным делам» может отложить составление мотивированного решения — но не больше, чем на десять дней. Пленум ВС просит судей быть конкретными и заранее указывать, в какой день они мотивировочная часть решения будет готова. Эту информацию нужно донести до участников процесса при объявлении «резолютивки» по итогам заседания.

 

3. Сроки с правом на ошибку

 

Значительная часть разъяснений ВС касается процессуальных сроков.

Во-первых, Верховный суд напомнил, что у участников процесса есть возможность подать жалобу до двадцати четырех часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы. Эти правила применяются и в отношении апелляционных жалоб, которые заявитель подал непосредственно в суд апелляционной инстанции.

 

 

Во-вторых, разъясняются правила восстановления пропущенного срока подачи апелляции. Соответствующее ходатайство можно заявить как прямо в тексте апелляции, так и отдельным документом. Если же участник процесса подал только ходатайство о восстановлении срока, а саму апелляцию приложить забыл, то суд должен «незамедлительно сообщить» заявителю о необходимости подачи жалобы — в том числе и по телефону, СМС, электронной почте. Срок, в течение которого можно исправить «ошибку», устанавливает судья первой инстанции, куда подается апелляция.

 

В-третьих, приводится примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и ряд процессуальных уважительных причин. Например, позднее получение копии акта суда, а также нарушение самим судом сроков составления мотивировочной части решения.

 

4. Инициатива первой инстанции

 

Некоторые разъяснения ВС адресованы непосредственно судам. Так, суд первой инстанции должен «по своей инициативе» и исходя из доводов апелляционных жалобы исправлять описки, опечатки или явные арифметические ошибки в судебном акте, рассматривать замечания на протокол или аудиозапись судебного заседания, а также принимать дополнительное решение.

 

А пока дело находится в первой инстанции (а оно по общему правилу находится там до истечения сроков обжалования), у участников дела должна быть возможность ознакомиться не только с поступившими апелляционными жалобами, но и с поступившими на них возражениями.

 

5. Первые шаги апелляционного суда

 

Как только дело вместе с жалобой поступит в апелляционный суд, тот может совершить ряд важных действий: применить меры предварительной защиты, приостановить исполнение судебного акта (в том числе по собственной инициативе), а также решить вопрос об участии лиц в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи. На такие действия может быть указано в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству и о назначении судебного разбирательства по административному делу в суде апелляционной инстанции.

 

По общему правилу суд апелляционной инстанции приступает к рассмотрению поданных жалоб только когда заканчивается срок на обжалования решения. Но в некоторых случаях суд апелляционной инстанции может даже начать рассматривать дело до истечения сроков обжалования. По мнению ВС, это возможно для дел, в которых предусмотрен сокращенный срок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции.

 

6. Замена кодекса и судей

 

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу — например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

 

7. Доказательства — при необходимости

 

Пленум разъясняет: хотя апелляционный суд при рассмотрении административного дела не связан доводами жалоб сторон и рассматривает дело полностью, оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов, воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. По общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.

 

8. Новые требования в апелляции заявить нельзя, но суд может проверить даже необжалованный акт

 

Верховный суд также подчеркивает, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

 

При этом в случаях, когда принятие судебного акта в обжалуемой части стало следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов, содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована.

 

Например, при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения.

 

9. В дополнениях не откажут

 

Верховный суд обращает внимание апелляционных судов на недопустимость отказа в принятии дополнений к апелляционным жалобам, которые содержат новые основания, по которым участники процесса считают судебный акт неправильным. До начала рассмотрения административного дела по существу суду следует (с учетом мнения участников процесса) решить вопрос о возможности рассмотрения жалобы с учетом принятых дополнений в данном судебном заседании.

 

10. Продление сроков возможно, но не для всех дел

 

Срок рассмотрения сложного административного дела в апелляции может быть продлен, но не более чем на один месяц — такое правило зафиксировано в ст. 141 КАС. Впрочем, даже сложность не позволит продлить рассмотрение административных дел некоторых категорий:

  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;

  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

  • о госпитализации гражданина в психиатрическую медицинскую организацию в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации.

 

11. Ручное распределение судей

 

Кодекс административного судопроизводства устанавливает, что формирование состава суда должно происходить в автоматическом режиме. В то же время Пленум ВС подчеркивает: если судьи на дело были назначены «вручную», то один этот факт не является безусловным основанием для отмены решения. Отмена решения в таком случае возможна, но только если неиспользование «автораспределения» судей привело к «нарушению принципа независимости судей путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства».

 

12. Аудиопротокол — это важно

 

В КАС есть правило о непрерывном аудиопротоколировании судебного заседания. Пленум подчеркивает: протокол судебного заседания, который составлен в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование. Поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

 

Так, если секретарь начал вести запись не с самого начала заседания — это безусловное основание для отмены решения. Если запись прерывается, из-за чего на нее не попадают, например, показания свидетелей — это тоже повод для отмены акта. 

 

Но если аудиопротокол оказался неполным из-за технических сбоев, о возникновении которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения, решение отменить не должны.

 

13. Обжалование определений

 

Пленум обращает внимание: в апелляции можно обжаловать не все определения, принимаемые при рассмотрении административного дела в первой инстанции — а только те определения, на возможность обжалования которых указано в соответствующих статьях КАС, а также определения, которые исключат возможность дальнейшего движения административного дела.

 

На те определения, возможность обжалования которых не предусмотрена, можно подать возражение в рамках общей апелляционной жалобы.

 

14. Копия диплома нужна один раз

 

К апелляционной жалобе нужно прикладывать копии документы, подтверждающие полномочия представителя, а также документ о высшем юридическом образовании. Пленум ВС указал: отсутствие копий этих документов в приложении к жалобе не станет поводом для оставления этой жалобы без движения. Но — только при условии, что копии доверенности или диплома уже есть в материалах дела.

 

Не должны становиться препятствием и другие несущественные недостатки жалобы, которые суд может устранить самостоятельно. К таким «мелким» недостаткам ВС отнес, например, неуказание в жалобе номера административного дела или номера мобильного телефона для связи с представителем. 

 

Проект Постановления Пленума ВС «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».

 

 

 

Источник: Pravo.ru

 

Please reload

Лента новостей

Закон защитил социальные выплаты от случайного ареста за долги

02.06.2020

1/10
Please reload

Недавние новости
Please reload

Архив
Please reload

© 2020 Черняк Константин Юрьевич

Юридическая помощь и услуги адвоката

  • facebook
  • tumblr
  • twitter