В России предлагается создать единый регистр сведений о населении


Согласно законопроекту, с помощью единого федерального информационного ресурса можно будет получить полные и достоверные сведения о физлице, необходимые для реализации в том числе контрольной функции налоговых органов

В комментарии «АГ эксперты сошлись во мнении, что проект требует доработки. Как подчеркнула одна из экспертов, появление подобного ресурса является давно ожидаемым, при этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности. По мнению другой, несмотря на декларируемые проектом благие намерения, глобальными целями создания регистра являются очередное усиление контроля государства за доходами граждан и повышение собираемости налогов. Третий подчеркнул, что разработчики законопроекта сфокусировались на достижении целей фискальной политики, при этом вопросы защиты прав субъектов персональных данных остались на периферии их внимания.

17 апреля Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ (№ 759897-7). Проект был внесен на рассмотрение 23 июля 2019 г., первое чтение прошел 17 сентября того же года.

Как указано в пояснительной записке, проект разработан «в целях создания системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость» в соответствии с Указом Президента РФ от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», ч. 4 ст. 13 Закона о персональных данных, а также п. 2 разд. I плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 4 июля 2017 г. № 1418-р.

Отмечается, что в России отсутствует единый централизованный информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении страны и позволяющий путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами получить полные и достоверные сведения о физлице, необходимые для реализации в том числе контрольной функции налоговых органов.

С этой целью предлагается создать единый федеральный информационный ресурс сведений о населении РФ, сформированный на основе данных о гражданах страны и иных лицах, указанных в законопроекте, а также содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления государственными внебюджетными фондами. Предусмотрено, что формировать и вести данный регистр будет ФНС России.

По мнению разработчиков проекта, создание указанного федерального ресурса позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, обеспечить достоверную и актуальную информацию о населении, сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физлиц, повысить эффективность реализации государственной политики, решения вопросов социально-экономического развития, составления и реализации государственных и муниципальных программ и бюджетов РФ, а также эффективнее бороться с правонарушениями, сократить число мошеннических действий при получении мер соцподдержки и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, повысить собираемость платежей в бюджеты РФ.

Какие сведения планируется включить в регистр и кому они могут быть предоставлены

Проектом закона предусмотрено, что федеральный ресурс о населении формируется и ведется на основании сведений, представляемых ФНС соответствующими органами и организациями (МВД, Минобороны, Минобрнауки, Росморречфлотом, государственными внебюджетными фондами) в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В регистр вносятся данные о гражданах РФ, а также об иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих в России либо признанных беженцами или получивших здесь временное убежище, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в России для осуществления трудовой деятельности в установленном порядке.

В частности, планируется включать базовую информацию о физлице (ФИО, дата и место рождения (смерти), пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении (смерти), информация о гражданстве (подданстве), СНИЛС, ИНН и т.д.), а также дополнительные сведения (информацию об образовании, семейном положении, родственных связях и т.д.). Сведения об одном физлице образуют одну запись, подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа, и могут быть изменены по обращению физлица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя.

Не допускается использование сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, для обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физлиц в соответствии с законодательством о госзащите предусматривается обособленное формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных лицах. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений регистра определяются Президентом РФ. Записи регистра и иные сведения, содержащиеся в нем, подлежат постоянному хранению, их изъятие и уничтожение недопустимы.

Сведения, содержащиеся в регистре, используются в целях совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, реализации политики государства в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан России и иностранных граждан, находящихся на территории нашей страны, обеспечения национальной безопасности, официального статистического учета населения, подготовки и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов, осуществления полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума, а также совершения нотариальных действий от имени РФ.

Обеспечение защиты содержащихся в данном ресурсе сведений от несанкционированного доступа, случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты в соответствии с требованиями законодательства об информации и о защите персональных данных возложено на ФНС. Несанкционированно измененная или утраченная запись подлежит полному восстановлению. Частичное восстановление допускается в исключительном случае – если уполномоченным органом были исчерпаны все возможные способы получения сведений о физлице в целях восстановления записи.